Раймонд Моуди. Жизнь после жизни
Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела
c предисловием доктора Кублер - Россе перевод с английского
1976
12.Картины прошлого
Первоначальное появление светящегося существа, испытания и
вопросы без слов - прелюдия к самому поразительному и
напряженному, во время которого светящееся существо показывает
человеку картины, как бы обзор его жизни. Часто бывает
очевидно, что светящееся существо знает всю жизнь человека и не
нуждается в информации. Его единственное намерение - вызвать
реакцию. Этот обзор можно описать только в терминах
воспоминаний, так как он, по существу наиболее близок к ним,
хотя некоторые черты отличают его от обычных воспоминаний.
Прежде всего - необычайная скорость. Эти воспоминания, когда их
описывают в наших обычных временных выражениях, следуют, как
говорят, быстро одно за другим, в хронологическом порядке.
Другие же совсем не ощущают никакой временной
последовательности. Воспоминания были мгновенными, все картины
прошлого одновременны, и человек мог охватить их все сразу,
одним мысленным взором. И при всей их выразительности, все,
пережившие этот опыт, полагают, что этот обзор прошлого
совершился лишь за одно мгновение земного времени.
Надо сказать, что этот обзор, всегда описываемый как некий
экран видимых образов, несмотря на его скорость, оказывается
невероятно живым и реальным. С этим согласны все опрошенные
мной свидетели. В некоторых
случаях рассказывают, что картины были цветными, трехмерными и даже
движущимися. Несмотря на то, что картины быстро сменяли друг друга,
каждая из них отчетливо узнавалась и воспринималась. Даже эмоции и
чувства, связанные с этими картинами, могли переживаться заново
человеком, когда он их видел.
Некоторые пациенты, которых я расспрашивал, говорили, что
хотя они сами не могут понять, как это могло произойти, но
обзор включал все, что было в их жизни, от самых незначительных
деталей до наиболее важных событий. Другие утверждали, что
видели главным образом наиболее замечательные моменты своей
жизни. Некоторые говорили мне, что после этого обзора они могли
вспомнить события своей жизни в мельчайших деталях. Часть
опрошенных характеризуют просмотр как попытку светящегося
существа преподать урок. Во время просмотра светящееся существо
как бы подчеркивало, что в жизни самыми важными являются две
вещи: научиться любить других людей и приобретать знания. Вот
свидетельство такого рода:
"Когда появился свет, первое, что он мне сказал, был
вопрос, который можно сформулировать примерно так: "Что ты
можешь показать мне из своей жизни? Что ты сделала в своей
жизни?" - или как-нибудь еще в этом роде. И, вдруг, в этот
момент замелькали картины. "Что это?" - подумала я, потому что
все произошло совершенно неожиданно. Я вдруг очутилась в моем
детстве. Потом я как бы шла год за годом через всю мою жизнь с
раннего детства до настоящего времени. Было так странно, когда
это началось: я была маленькой девочкой, играющей у ручья
недалеко от дома, потом другие сцены из того же времени;
переживания связанные с моей сестрой, наши соседи и знакомые
места, где я бывала. Затем я попала в детский сад и мне
вспомнилось время, когда у меня была единственная игрушка,
которую я действительно любила, и как я сломала ее и очень
долго плакала. Для меня это было действительно тяжелым
происшествием. Картины сменялись, проходя через мою жизнь, и я
вспоминала, как я была в группе девочек и ездила в лагерь, и
много другого о годах, проведенных в начальной школе. Затем
вспомнились старшие классы, как мне выпала большая честь быть
выбранной в школьное научное общество, и я вспомнила как это
было. Так я прошла через все старшие классы, окончание школы и
первые несколько лет в институте, и так вплоть до настоящего
времени. Сцены, которые возникали передо мной, шли в порядке
моей жизни, они были такими живыми! Как будто проходишь и
смотришь на них со стороны и видишь в трехмерном пространстве и
в цвете. Картины были подвижными. Например, в момент, когда у
меня сломалась игрушка, я видела все движения. Это было совсем
по-другому, чем я могла бы видеть в то время. Как будто бы
маленькая девочка, которую я наблюдала, была кем-то другим, как
в кино, среди детей играет на детской площадке. И все же это
была я. Я видела себя, то что я делала будучи ребенком. Когда я
просматривала проходящие картины, я практически не видела
света. Он исчез, как только спросил, что было мною сделано, и
потом вспыхнули картины, и все же я знала, что он был здесь,
все время со мной, он вел меня в этом просмотре, я чувствовала
его присутствие, он отмечал некоторые события, старался
показать мне что-то в каждой из этих сцен. Не то, чтобы он
хотел увидеть, что было в моей жизни, он знал это, но он
выбирал определенные сцены и показывал их мне, чтобы я
вспомнила их.
Все время он подчеркивал важность любви. Моменты, в
которых это наиболее сильно проявилось, были связаны с моей
сестрой. Я всегда была очень близко связана с ней, и он показал
мне несколько примеров, в которых я была эгоистична по
отношению к моей сестре, а потом несколько случаев, где я
действительно проявила к ней любовь. Он указал мне, что я
должна стремиться помогать людям, стремиться быть лучше. Хотя
ни в чем
не было никакого обвинения, его единственное стремление было, чтобы я
извлекла из этого урок.
Он, казалось, был также очень заинтересован в вопросах,
касающихся знаний. Каждый раз отмечал события, связанные с
учением и сказал, что я должна продолжать учиться, и что когда
он придет за мной опять (к этому времени он уже сказал мне, что
я вернусь обратно), стремление к учению останется. Он сказал,
что это постоянный процесс, и у меня было чувство, что он будет
продолжаться и после смерти. Я думаю, что он старался научить
меня, когда мы просматривали сцены моей жизни.
Вся ситуация действительно была очень странной. Я была
там, я в самом деле видела эти сцены, и я по-настоящему
пережила это виденное, но это было так быстро. И все же
достаточно медленно, чтобы я могла воспринять все. Я уверена,
что промежуток времени был совсем небольшой. Казалось, возник
свет, потом я пережила события моей жизни и свет вернулся. Как
будто бы прошло менее пяти минут, а может быть чуть больше
тридцати секунд, я не могу точно сказать.
Единственный раз я почувствовала испуг, когда представила,
что не смогу завершить свою жизнь здесь. Но я испытывала
радость, просматривая сцены моей жизни. Это было приятно. Как
хорошо было вернуться в свое детство, я как бы вновь пережила
это. Только так можно по-настоящему вернуться назад и увидеть
свое детство, что обычно сделать невозможно".
Следует указать, что есть свидетельства, в которых
упоминается просмотр предыдущей жизни, но светящееся существо
не появлялось. Как правило, в тех случах, когда существо явно
"ведет" просмотр, картины прошедшей жизни переживаются более
глубоко. Но тем не менее картины обычно описываются как очень
живые и быстрые и, строго говоря, их появление не зависит от
появления светящегося существа и от того, что происходило с
человеком, - была ли действительно клиническая смерть или
только соприкосновение со смертью.
"И после вибрации и движения через длинное темное
пространство, все мои детские мысли, вся моя жизнь были здесь,
в конце туннеля, просто вспыхивали передо мной. Нельзя сказать,
что это было в форме картин, скорее как мысли, не могу точно
описать вам этого, но там просто было все. Все было сразу, я
имею в виду не по отдельности в разные промежутки времени,
возникающие и уходящие, но все было мгновенно. Я думал о
матери, о том, как я неправильно поступал. После того, как я
увидел свои незначительные проступки, которые делал ребенком, и
думал о матери и об отце, мне захотелось, чтобы я не делал
этого, и мне хотелось вернуться и исправить их".
В двух следующих примерах пациенты не находились в
состоянии клинической смерти во время перенесенного ими опыта.
В одном случае имело место состояние физиологического стресса,
а в другом случае было тяжелое ранение.
"Все произошло совершенно неожиданно. У меня была легкая
форма лихорадки и я около двух недель чувствовал себя неважно.
Но в ту ночь я почувствовал себя гораздо хуже и, как я помню,
пытался встать, чтобы пойти и сказать жене, что мне очень
плохо, но отключился. Вслед за этим я обнаружил, что нахожусь в
абсолютно черной пустоте и передо мной стали проноситься
картины моей жизни. Они начинались с того момента, когда мне
было шесть или семь лет, и я вспомнил своего хорошего друга, с
которым мы дружили, когда я учился в начальной школе. Передо
мной последовательно проходили картины того, как я учился в
начальной школе, затем в средней школе, затем в колледже, в
зубоврачебном училище, потом уже из моей работы стоматологом.
Я знал, что умираю, и я помню, что в тот момент я думал о
том, что хотел бы обеспечить свою семью. Я буквально обезумел
от горя, что вот, - я умираю, - и в то же время в моей жизни
были такие вещи, в отношении которых я глубоко раскаиваюсь, и в
том, что есть вещи, которые я оставляю незаконченными.
Этот мгновенный просмотр моей жизни проходил в форме
умозрительных картин, но я должен сказать, что они были гораздо
более живыми, чем обычно. Я видел только самые существенные
моменты. Все это происходило так быстро, как будто я листал
книгу собственной жизни и был в состоянии сделать это за
несколько секунд. Это просто мелькало передо мной, как
движущиеся картины, которые проносятся с огромной скоростью, и
в то же время я мог их полностью видеть и вполне мог понимать
происходящее. Однако просмотр этих картин не сопровождался
эмоциями, так как для них не оставалось времени.
В течение этого времени опыта, пережитого мною, я не видел
ничего другого вокруг себя. Меня окружала темнота, за
исключением проносившихся передо мною картин. В то же время я
отчетливо ощущал присутствие могущественного, вселюбящего
существа, которое находилось рядом со мной на протяжении всего
этого времени.
Это в самом деле необычайно интересно. Когда я пришел в
себя, я легко мог любому подробно рассказать о каждом периоде
моей жизни так, как я все увидел. Все было совершенно
отчетливо, но это очень трудно обьяснить, потому что все
произошло так быстро, и все же, я все видел совершенно
отчетливо".
Молодой ветеран так описывает то, что он пережил:
"Когда я служил во Вьетнаме, я получил тяжелое ранение и
"умирал" от него, однако, я точно помню все, что тогда
происходило со мной. Я был ранен пулеметной очередью, в меня
попало шесть пуль. Но когда это случилось, я как-то совершенно
не сокрушался. Я помню, что даже почувствовал облегчение, когда
был ранен. Я чувствовал полную легкость, и не было никакого
страха. С момента ранения передо мной стали проноситься картины
моей жизни. Мне показалось, что я вернулся обратно в то время,
когда был еще ребенком, и картины сменяли друг друга показывая
всю мою жизнь. Я не могу вспомнить, все было так живо. Они так
отчетливо возникали передо мной. Они сменялись начиная с самых
ранних воспоминаний, вплоть до теперешнего времени. Все это
произошло за очень короткое время, в этом не было ничего
плохого. Я как бы проходил через все эти видения, не ощущая
никакой вины или унижения. Больше всего это было похоже на
серию картин, наподобие слайдов. Как будто кто-то очень быстро
показывал передо мной слайды из моей жизни".
И, наконец, приведем еще один случай, во время которого
человек пережил эмоциональное потрясение и находился на краю
гибели, хотя физически он не получил сколько-нибудь серьезных
ранений. "Это случилось летом, после того, как я окончил первый
курс колледжа. Я подрабатывал тогда в качестве водителя
большого грузовика. В то лето я частенько едва не засыпал за
рулем. Однажды утром, когда я вел машину по шоссе, я задремал.
Последнее, что я помню, был какой-то дорожный знак, потом я
отключился. После этого я услышал ужасный скрежет, - это лопнул
правый баллон. Из-за того, что вся тяжесть грузовика
приходилась теперь на левую сторону, лопнул и левый баллон.
Машина упала на бок и юзом продолжала двигаться вниз по дороге,
по направлению к мосту. Я видел, что грузовик несется прямо на
мост и вот вот врежется в него. И вот за это время, что
грузовик несся на мост, я передумал обо всем, что было в моей
жизни. Я просто видел какие-то картины, в которых показывалось
как бы самое основное, и это выглядело совершенно как в жизни.
Вначале я вспомнил как я шел за моим отцом по берегу ручья, мне
тогда было всего
лишь два года. Потом было еще несколько сцен из моего раннего детсва.
Потом я вспомнил, как у меня сломалась новенькая красная машина, которую
мне подарили на Рождество, когда мне было пять лет. Я вспомнил, как я
плакал, когда в первый раз пришел в школу и как слезы капали на яркий
желтый плащ, который мне купила мать. Я понемногу вспоминал о каждом из
классов начальной школы. Я вспомнил всех учителей и кое-что из того, что
выучили в каждом классе. Затем последовали юношеские годы, работа в
бакалейной лавке, после чего память перенесла меня к ближайшему времени,
лету перед началом второго курса колледжа. Все эти вещи и многое другое
просто проносились в моем сознании, все это произошло очень быстро,
буквально за доли секунды. Потом все прекратилось и я стоял рядом и
смотрел на грузовик. Я думал, что я умер, и мне казалось, что я теперь
что-то вроде ангела. Потом я начал ощупывать себя, чтобы понять жив ли я
или я стал призраком, или еще чем-нибудь. Грузовик был совершенно
разбит, но я не получил никаких повреждени. Я выпрыгнул из кабины через
раму ветрового стекла, - все стекла в машине были разбиты. Немного
успокоившись, я стал думать, что за странная вещь произошла со мной, -
быть может, это что-то вроде долго хранящихся впечатлений, которые в
критическиий момент пронеслись в моем сознании. Я и теперь могу
вспомнить все виденое и восстановить в памяти каждую из промелькнувших
тогда передо мною картин, но это наверное заняло бы не менее пятнадцати
минут. Но тогда это произошло мгновенно, автоматически, менее чем за
одну секунду. Это невероятно".
1. Предисловие
2. Феномен смерти
3. Опыт умирания
4. Невыразимость
5. Способность слышать происходящее
6. Ощущение мира и покоя
7. Шум
8. Темный туннель
9. Вне тела
10. Встреча с другими
11. Светящееся существо
13. Граница или предел
14. Возвращение
15. Как рассказать о пережитом другим людям
16. Влияние на жизнь
17. Новое отношение к смерти
18. Подтверждения
19. Параллели
20. Библия
21. Платон
22. Тибетская Книга Мертвых
23. Эммануэль Сведенборг
24. Вопросы
25. Объяснения
26. Сверхъестественные обьяснения
27. Научные объяснения
28. Впечатления
29. Об авторе
30. Послесловие переводчика
Материал с сайта www.lib.ru
|