Места посадок «Аполлонов» |
Аполло |
Название |
Широта |
Долгота |
Дата посадки |
Расстояние от центра видимой стороны Луны |
Средняя высота Земли над горизонтом |
11 |
Море Спокойствия |
0°41'15" N |
23°26' E |
20 июля 1969 |
23,4° |
66,6° |
12 |
Океан Бурь |
3°11'51" S |
23°23'8" W |
19 ноября 1969 |
23,6° |
66,4° |
14 |
Фра Мауро |
3°40'24" S |
17°27'55" W |
31 января 1971 |
17,8° |
72,2° |
15 |
Хэдли-Апеннины |
26°06'03" N |
03°39'10" E |
30 июля 1971 |
26,3° |
63,7° |
16 |
Декарт |
8°59'29" S |
15°30'52" E |
21 апреля 1972 |
17,9° |
72,1° |
17 |
Тавр-Литтров |
20°9'55" N |
30°45'57" E |
11 декабря 1972 |
36,2° |
53,8° |
Если посмотреть на
карту мест посадок "Аполлонов" или таблицу их координат, то можно видеть, что все они
располагались не слишком далеко от центра видимой стороны Луны (за исключением
"Аполлона-17", который сел ближе к краю лунного диска, чем к его центру). Это
значит, что Земля для астронавтов была очень высоко над лунным горизонтом. Чтобы
она попала в кадр, нужно сильно отклонить объектив камеры вверх от
горизонтального направления - настолько сильно, что лунная поверхность при этом
в кадр не попадет. Кроме Земли, в кадре могут оказаться лишь голова
коллеги-астронавта, флаг, верхняя часть лунного модуля, верхушка какой-нибудь
скалы и т.п. Слева - типичный пример такой фотографии (фото NASA AS11-40-5924).
Она сделана астронавтами "Аполлона-11". В кадре - верхняя часть лунного модуля,
а над ней - Земля. Видно, что камера при съемке была сильно наклонена вверх.
Как
сказано выше, "Аполлон-17" садился дальше от центра видимой стороны Луны, чем
другие. Следовательно, Земля с места его посадки была несколько ниже над
горизонтом, чем с мест посадки всех остальных "Аполлонов". Поэтому астронавты
"Аполлона-17" смогли сделать несколько фотографий, в которых в кадр попали и
Земля, и лунная поверхность. Одну из этих фотографий можно видеть справа (фото
NASA AS17-134-20384). Земля - над верхушкой флагштока.
Так что, фотографии с Землей в кадре, все-таки, есть, но их не так много. Вот
список некоторых из них:
- "Аполло-11": AS11-40-5923, AS11-40-5924.
- "Аполло-14": AS14-64-9189, AS14-64-9190, AS14-64-9191, AS14-64-9192, AS14-64-9193, AS14-64-9194, AS14-64-9195, AS14-64-9196, AS14-64-9197, AS14-66-9327, AS14-66-9328, AS14-66-9329, AS14-66-9330, AS14-66-9331, AS14-66-9332.
- "Аполло-17": AS17-134-20384, AS17-134-20387, AS17-134-20461, AS17-134-20463, AS17-134-20464, AS17-134-20465, AS17-134-20466, AS17-134-20471, AS17-134-20473, AS17-137-20910, AS17-137-20911, AS17-137-20957, AS17-137-20958, AS17-137-20959, AS17-137-20960, AS17-137-20961.
А почему Земля на фотографиях такая маленькая? Она, все-таки,
в четыре раза больше Луны на земном небе.
Попробуйте сами сфотографировать Луну обычным фотоаппаратом. (Если ваш
аппарат оснащен объективом с переменным увеличением, поставьте увеличение на
минимум: американцы использовали широкоугольные объективы.) Из фотолаборатории
вы принесете изображение маленького желтого пятнышка на черном фоне. Даже, если
бы это пятнышко было вчетверо больше, все равно оно не слишком бы впечатляло.
Слева приведена фотография NASA AS17-137-20957. Она взята на www.hq.nasa.go
v/office/pao/History/alsj/a17/as17-137-20957.jpg
и уменьшена в четыре раза - размер оригинала составляет 1024 пикселя по
горизонтали.
Известно, что фотоаппараты Hasselblad EL500, которые американцы использовали
на Луне, имели размер кадра 60х60 мм и были оснащены объективом Zeiss Biogon с
фокусным расстоянием 60 мм. Следовательно, угол зрения камеры составлял 53° как
по горизонтали, так и по вертикали. (Угол зрения рассчитывается по формуле
A=2*arctg(L/(2F)), где L - длина стороны кадра, F - фокусное расстояние
объектива.)
Теперь, когда мы знаем угловой размер полного кадра, нам надо узнать его
размер в пикселях. На фотографии четко виден горизонтальный ряд из пяти
крестиков. Из этого можно заключить, что фотография не обрезана (или почти не
обрезана) по горизонтали: на лунных фотографиях, сделанных экипажами
"Аполлонов", находятся 25 крестиков, расположенных в пять рядов по горизонтали и
по вертикали. Впрочем, размер исходной фотографии можно очень точно определить
как раз по этим крестикам: как утверждается, расстояние от центра кадра до его
края в 2.59 раза больше, чем расстояние между соседними крестиками. А длина
стороны кадра, следовательно, больше расстояния между соседними крестиками в
5.18 раз. На исходной фотографии расстояние между соседними крестиками - 199
пикселей, значит, длина ее стороны - 199*5.18=1031 пиксель
(округлено до целого числа). Как видно, эта фотография, все-таки, была чуть-чуть
обрезана по горизонтали.
Если 53 градуса - это 1031 пиксель, то одному градусу соответствует
1031/53=19.45 пикселей. Так как угловой размер Земли на лунном небе
составляет 1.9°, то на данной фотографии Земля должна иметь диаметр в
19.45*1.9=37 пикселей.
Справа приведен фрагмент исходной фотографии AS17-137-20957 в
натуральную величину с изображением Земли, на которое наложена красная
окружность с диаметром 37 пикселей. Легко видеть, что на данной фотографии Земля
вовсе не мала, а даже чуть-чуть великовата :)
Не следует слишком удивляться тому, что результат наших вычислений немного не
совпал с фактическим размером Земли на фотографии. В наших расчетах мы сделали
ряд упрощений, из-за которых они дают не вполне точный результат. Во-первых, мы
предполагали, что линейные расстояния на фотографии пропорциональны угловым. Это
не совсем так: находящийся близко к краю кадра предмет имеет на фотографии
немного больший линейный размер, чем предмет с таким же угловым размером,
находящийся в центре кадра. Во-вторых, угловой диаметр Земли, наблюдаемой с Луны
- величина не вполне постоянная: из-за того, что орбита Луны некруговая (т.е.
расстояние между Луной и Землей несколько изменяется), угловой диаметр Земли
периодически изменяется от 1.80° до 2.06°. Мы взяли среднее значение углового
диаметра: точная величина его в то время, когда была сделана данная фотография,
требует довольно серьезных астрономических расчетов. По этим причинам, наш
результат - лишь оценка размера Земли на данной фотографии, а не точное его
вычисление. Однако эта оценка позволяет заключить, что размер Земли на
фотографиях с Луны - примерно такой, какого следует ожидать.
Я вывел на свой монитор фотографию AS17-137-20957 и
измерил диаметр Земли (на моем мониторе он составлял 22 миллиметра) и ее высоту
над горизонтом (190 миллиметров). Так как угловой размер Земли, видимый с Луны,
равен 1.9°, то высота Земли над горизонтом на этой фотографии равна
1.9°x190/22=16°. Затем я проделал то же самое для фотографии
AS17-134-20384 и получил, что на ней диаметр Земли - 11 миллиметров, ее
расстояние до горизонта - 195 миллиметров, следовательно, на ней высота Земли
над горизонтом 1.9°x195/11=34° - примерно вдвое больше. Как это
может быть? Ведь Земля на лунном небе не перемещается.
А если оценить высоту Земли над лунным горизонтом, исходя из координат места
посадки "Аполлона-17", то получается что-то около 54 градусов. Так что и 16, и
34 градуса - все равно как-то подозрительно низковато.
Если Земля в самом
деле находится в 54 градусах над лунным горизонтом, то это все равно меньше, чем
угол зрения по вертикали у камеры, которая была у астронавтов (53°). Для того,
чтобы сделать снимок, где были бы и Земля, и лунная поверхность, астронавты были
вынуждены выбирать соответствующие места для съемки, например, у подножия холма
или у нижней части склона. Ясно, что в этом случае видимый на снимке край лунной
поверхности будет гораздо выше горизонтального направления. А угол от этого края
до Земли, который оценивается по фотоизображению, окажется существенно меньше
высоты Земли над горизонтом.
На фотографиях с места посадки "Аполлона-17" видно, что холмов и откосов в
этом районе немало, так что, возможности выбора таких точек съемки у астронавтов
были достаточно богатые.
На фотографии с флагом (AS17-134-20384) на заднем плане - вершина холма, а
местность на фотографии AS17-137-20957 похожа на идущий вверх уклон: она не
простирается до горизонта, а довольно быстро заканчивается.
Надо сказать, что такой способ измерения углов по фотографии - весьма
неточный. Причина все та же: линейные размеры на фотографии не пропорциональны
угловым размерам. Для точного определения углов необходимо определять положение
соответствующих точек на фотографии относительно центра кадра и вычислять эти
углы по тригонометрическим формулам.
На
некоторых фотографиях, сделанных на Луне, Земля, все-таки, изображена
неправильно.
Вот, посмотрите на этот снимок, опубликованный в газете "Дуэль".
Во-первых, Земля находится над самым горизонтом, а вы сами утверждали, что во
всех местах, где садились "Аполлоны", она должна быть ближе к зениту, чем к
горизонту. Во-вторых, если судить по тому, как Солнце освещает Землю, то оно
должно быть точно за спиной у фотографа. А если по теням от астронавта и от
лунного модуля - то слева (и, может быть, чуть-чуть сзади) от фотографа.
Полностью с Вами согласен. Действительно, на этом снимке Земля находится там,
где она быть никак не может - совсем рядом с горизонтом, - и освещена Солнцем
совсем не так, как должна быть, судя по теням на лунной поверхности. Более того,
кроме "во-первых" и "во-вторых", есть еще и "в-третьих": размер Земли на этом
снимке в несколько раз больше, чем должен быть при съемке широкоугольным
объективом, какие были у астронавтов "Аполлонов". По этим трем причинам данный
снимок - несомненная фальшивка.
Неизвестный фальсификатор взял за основу фотографию NASA AS16-113-18342,
сделанную астронавтами "Аполлона-16".
Сравнив эту фотографию с фотографией в "Дуэли", легко заметить, что эти
фотографии идентичны почти во всем: фигура астронавта, тени на поверхности,
неровности рельефа вблизи и холмы на заднем плане одинаковы на обоих снимках.
Отличие только в одном: Земли над лунными холмами на фотографии из NASA нет.
Изображение Земли фальсификатор взял со знаменитой фотографии NASA AS11-44-6550
"Земля над лунным горизонтом", сделанной астронавтами "Аполлона-11" с
окололунной орбиты: www.hq.nasa.gov/
office/pao/History/alsj/a11/as11-44-6550.jpg.
Фрагмент этой фотографии приведен справа. Узор, образованный облаками, на ней
такой же, как и на опубликованной в "Дуэли". А наложить на одну фотографию
кусочек другой - ничуть не сложнее, чем написать по-русски поверх изображения
"Фото НАСА" :)
На лунной поверхности астронавты использовали фотокамеры с широкоугольными
объективами. Но для съемок в космосе у них была еще и камера с длиннофокусным
объективом. На снимках, сделанных такой камерой, объекты получаются в несколько
раз более крупными. Именно поэтому Земля на фотографии с окололунной орбиты
гораздо крупнее, чем на фотографиях, сделанных на поверхности Луны.
Трудно сказать, кем, где и зачем был сделан этот фотомонтаж. Возможно,
"фотомонтажник" просто хотел "сделать людям красиво", не подумав о том, какого
размера должна быть Земля на фотографии, где она должна находиться и как должна
быть освещена Солнцем. А может быть, эти промахи были сделаны намеренно - чтобы
потом можно было погромче воскликнуть: "Смотрите, смотрите, какая грубая
подделка!" Уверенным можно быть только в одном: тому, кто написал (по-русски) на
фотографии "Экспедиция Аполло-16", откуда-то было известно, что исходная
фотография была сделана астронавтами именно этой экспедиции. Похоже, на данной
фотографии "Земля сделана в России; и прескверно сделана" :)
Качество лунных фотографий слишком уж
хорошее. А ведь они сделаны с рук непрофессиональными фотографами. И все
фотографии великолепны - хоть бы одна испорченная...
Если уж быть точным, то они сделаны не с рук, а с груди: камеры были
прикреплены на груди астронавтов.
Вообще-то, сделать хорошую фотографию под силу каждому, но это требует
времени (и, само собой, денег). Купите хорошую фотокамеру, научитесь с ней
обращаться, заказывайте отпечатки не в киоске в подземном переходе, а в
лаборатории для профессионалов (разумеется, за соответствующую цену). А главное
- практикуйтесь и практикуйтесь (как говаривал булгаковский герой, "достигается
упражнением"). И результаты не замедлят сказаться.
Так как астронавты "летели в историю", то в NASA сделали все от них
зависящее, чтобы фотографии с Луны были качественными. Фотокамеры закупили у
шведской фирмы "Hasselblad" - в то время она выпускала лучшие в мире
среднеформатные фотоаппараты. Кстати, размер кадра у этих аппаратов составлял
60х60 мм. А у большинства любительских аппаратов размер кадра - всего лишь 24х36
мм. Ясно, что чем больше кадр, тем больше деталей можно зафиксировать на
фотографии.
Все кандидаты в астронавты обязательно изучают в NASA основы фотографии. А
для отправляющихся на Луну курс фотографии был особенно интенсивным: астронавты
учились управляться с камерой руками в толстых перчатках скафандра,
фотографировать, не пользуясь видоискателем (трудно поднести камеру к глазам,
если на голове - космический шлем, поэтому видоискатели за ненадобностью вообще
сняли с "лунных камер"). Пленки на обучение не жалели: за время тренировок
астронавты сделали сотни снимков.
Обработкой привезенных с Луны пленок и печатью фотографий занимались лучшие
специалисты, которые "вытянули" из лунных фотоматериалов все, что только было
возможно.
Однако, несмотря на все это, в фотоархивах NASA лежит большое количество
фотографического брака всех видов, привезенного с Луны: нерезкие, недо- и
передержанные снимки, ошибки кадрирования и т.д. Эти снимки тоже представляют
интерес для науки - других фотографий с Луны в обозримом будущем не предвидится,
- но в фотоколлекции для прессы такие кадры, понятно, не попадают.
Справа - самая, пожалуй, знаменитая фотография, сделанная на Луне. Белой
рамкой показан исходный кадр. Чтобы фото лучше смотрелось, его немного обрезали
с боков и расширили вверх, пририсовав над головой астронавта полоску черного
лунного неба. А если бы Армстронг опустил при съемке этого кадра камеру еще
немного пониже - как думаете, много было бы у этой фотографии шансов попасть в
журналы?
А почему же тогда нет дрожания, которое обычно бывает на
любительских видеосъемках?
При фотографировании время экспозиции было очень маленьким, так как днем на
Луне и так хорошее освещение, следовательно, там фотографии хорошо получатся
даже у алкоголика.
А видеоматериалы снимались камерами, расположенными на самом лунном модуле,
лунном автомобиле и других статических местах.
Секундочку, если камеры были на груди, то почему же
тогда на знаменитой фотографии "Man on the Moon" видна макушка головы того
самого "мэна", хотя камера, его снявшая, находилась даже ниже его
подбородка?
Для тех, кто в
танке: он стоит в небольшой яме. А снимающий, возможно, находится на горке -
этого уже не определить, отражение в шлеме так себе по качеству. (Для тех, кто в
тяжелом танке, справа приведена схема.) Кроме того, не забывайте, что у мэна за
плечами - довольно тяжелый ранец, поэтому он стоит, немного наклонившись вперед:
посмотрите еще раз на фотографию из
"Энциклопедии Энкарта".
Почему видеосъемки с ранних миссий Аполло были такими
плохими, а поздних - гораздо лучше? Что они скрывают за плохим качеством?
Интересно, а почему фотографии Элвиса плохие и черно-белые, когда он был
молодым красавцем, и стали хорошими и цветными, когда он стал знаменитым и
жирным наркоманом? Что они скрывают по поводу его детства? (баланс тупости:
какой вопрос, такой ответ)