Катастрофа шаттла Колумбия
Шаттл Колумбия (Columbia) начал разваливаться около 9 утра по времени Восточного побережья (17:00 мск) 1 февраля 2003 года за 16 минут до посадки. Катастрофа произошла при скорости 20000 км/час , на высоте около 63 км и катапультироваться астронавты не могли.
Жители штата Техас наблюдали белую полосу, оставляемую в небе космическим кораблем. При этом было видно, что Корабль развалился на две части, а затем от них начали отделяться более мелкие куски. Некоторые говорили, что слышали взрыв.
Все телеканалы Америки прервали передачи и показали отваливающиеся в воздухе части от идущего на снижение космического корабля. Специалисты говорят, что увиденное практически повторяет картину, наблюдавшуюся в небе, когда сгорела в атмосфере российская космическая станция "Мир".
Начальные стадии спуска, начатого в 16:15 мск над индийским океаном прошли как обычно и в 16:51 мск "Колумбия" вошла в воздушное пространство США над побережьем Калифорнии, готовясь к приземлению на взлётно-посадочной полосе 33 Космического центра им. Кеннеди, шт. Флорида ( планируемое время приземления 17:16 мск)
Первый сигнал о неполадках появился в 16:53 мск, когда был потерян контакт с температурным датчиком гидравлической системы в левом крыле и датчиками закрылков. Спустя три минуты отказал ряд других датчиков, в частности, датчики тормозной системы и давления в шинах шасси левого крыла. Но челнок продолжал снижаться. Датчики температуры корпуса шаттла в районе ниши левого колеса шасси показали рост температуры на 60 0 F, против 15 0 F на аналогичном участке правого крыла.
Вскоре после возникновения температурного перепада, бортовая автоматическая система управления полетом Columbia зафиксировала значительное нарастание сопротивления воздушному потоку со стороны левого крыла корабля. Нарастание было столь сильным, что системе пришлось начать активно манипулировать элеронами шаттла, чтобы компенсировать его отклонение от расчетного курса в левую сторону. Причем элероны были выведены на большие углы атаки, что не характерно для этого участка снижения шаттлов при приземлении
В 16:58 отказали три температурных датчика левой стороне корабля, и на компьютере "Колумбии" зажгись индикаторы падения давления в шасси, что вызвало обеспокоенность пилотов. Они подтвердили что видят это в ответ на запрос центра управления и это были их последние слова. В 16:59 данные о температуре на поверхности корабля перестали поступать совсем и уже через минуту центр управления полетами перестал получать какие-либо сигналы с корабля. (Похоже на срыв тепловой защиты и прогорание корпуса, ставшее причиной взрыва топлива )
Руководитель программы полетов космических челноков Рон Диттемор подтвердил также, что оторвавшийся во время старта ( через 1 м. 20 сек) кусок изоляционной пены от термозащиты топливного бака ударил лицевую кромку левого крыла шаттла. Область удара не была видна из иллюминаторов шаттла, и, в этом полёте, в комплектацию "Колумбии" не входила рука-манипулятор, поэтому степень повреждения оценить визуально не удалось. Но так как на взлёте этот участок так-же испытывал значительные динамические и тепловые нагрузки то инженеры решили, что повреждения незначительны.
Однако, несмотря на то что катастрофа произошла на пике тепловой нагрузки, Р. Диттемор заявил, "мы не можем пока назвать причину гибели корабля. Нам потребуется время для ее определения". Программа полетов космических кораблей многоразового использования приостановлена, по крайней мере, до выяснения причин гибели шаттла Columbia.
Комментарий эксперта:
Перед катастрофой, бортовые компьютеры шаттла начали парировать курсовой разворот, возникший из-за нарушения симметричности обтекания левого крыла. Да увлеклись этим, и вывели элеронами корпус шаттла на критические углы атаки. Плитки и раньше обрывались, что не приводило к катастрофам. Тут, что-то другое. Что-то с управлением корабля произошло. А удар пены по корпусу, эта версия для обывателя, и скорее всего, просто отводит подозрения от ЦУПа в Хьюстоне.
Еще любопытна деталь. От потери связи, до катастрофы -32 секунды. Что это значит? В голове крутится одна мысть - Плазменная оболочка вокруг всего корабля, экранирующая прохождение радиоволн. Обычно, плазма на брюхе шаттла. Связь возможна. При уменьшении угла атаки, меньше 34 градусов, ударная волна сядет на нос корабля и скачки уплотнений пойдут по верхней части корпуса, не рассчитанной на тепловые нагрузки и ударные волны. Плазменный слой будет вокруг всего корабля и связь прекратится. А он будет гореть еще какое-то время, несясь к Земле. Это время и есть те 32 сек.? Сверху на шаттле белый каучук толщиной 10мм. Если и там развилась температура порядка 2000 град, то это, конец кораблю.
Взрыв? Откуда ему взяться.
Все же, что-то произошло с аэродинамикой корабля. Изменив оптимальный угол вхождения в атмосферу, и причем резко, шаттл, по всей видимости, потерял прочность из-за перегрева конструкции и разлетелся под действием огромного динамического давления. В любом случае, очень скорбно и грустно.
За всё время пилотируемых полета шаттлов NASA ни разу не теряло экипажи кораблей при их приземлении ведь в 1986 году Challenger взорвался вскоре после старта.
Обломки Колумбии разбросаны по большой территории в штате Техас. Представитель полиции техасского городка Нагодош, расположенного в восточной части Техаса к северу от Хьюстона, неподалеку от границы с Луизианой, лейтенант Дэн Таравелла, также сообщил, что в результате падения нанесен небольшой ущерб ряду частных домов и зданиям различных офисов.. По словам лейтенанта многочисленные обломки шаттла обнаружены , как в городской черте, так и в окрестностях. Некоторые из них достигают в длину более метра, другие можно уместить на ладони. Представитель полиции также отметил, что часть обломков обуглена.
Уже найдено около 500 обломков шаттла и обгоревший шлем одного из астронавтов. В округе Хемпхилл, штат Техас, на сельской дороге найдены обугленное туловище, часть бедра и череп. По предварительным данным, эти человеческие останки могут принадлежать погибшим членам экипажа шаттла Columbia, но эксперты не исключают и что обнаруженные останки могут не иметь отношения к аварии космического корабля.
Как сообщила представительница космического центра Эйлин Хавлей, останки нескольких астронавтов найдены на востоке штата Техас. Никто из должностных лиц NASA не сообщил о том, останки скольких человек найдены и, предположительно, кому они принадлежат, отмечает AP. По информации американских телеканалов, останки астронавтов доставлены на авиабазу Довер в штате Делавэр. Там находится морг, где проводилась идентификация останков астронавтов, погибших в катастрофе шаттла Challenger в январе 1986 г., а также сотрудников Пентагона, погибших в результате теракта 11 сентября 2001 г
Власти зафиксировали 1,5 тыс. звонков с информацией об обнаруженных частях Колумбии. Для сбора обломков прибыли солдаты близлежащих воинских частей, Все обнаруженные обломки немедленно берутся под охрану, а прилегающая территория огораживается специальными лентами для того, чтобы местные жители не могли приблизиться к частям корабля, которые, как полагают специалисты, способны причинить вред здоровью. Сообщалось что они могут быть радиоактивны и токсичны. Всем жителям прикасавшимся к обломкам рекомендовано тщательно вымыть руки. Техас объявлен зоной бедствия, по официальной версии из-за облака мелких частиц около 150 км в длину и от 20 до 35 км в ширину., оставшихся от взрыва. Сообщалось, что от 45 до 50 жителей графства Накогдочес (штат Техас) госпитализированы после прикосновения к обломкам шаттла Columbia.
Что же может быть опасно на осколках Шаттла? Жидкий кислород из топливной системы или жидкий азот, которым наполнены его шины ? Они могут "обжечь холодом", кроме того при контакте азота с кислородом может образовываться закись азота - "веселящий газ" - но маловероятно, чтобы всё это долетело до земли . Единственная ядовитая жидкость в штатных системах гидразин - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах нашатыря. Впрочем весьма вероятно что и этот компонент сгорел во время взрыва.
Комментарий эксперта:
Токсичность обломков. - Обращения властей, не прикасаться к ним, на 50% припугнуть, чтобы не растащили на сувениры. На 50% - реальная возможность их токсичности. Двигатели орбитального маневрирования шаттла (в мотогандолах по обе стороны от киля) работают на гидразине - горючее и азотном тетроксиде -окислитель. Токсичны они оба (очень сильно, вызывая похожее на экзему на коже, в легких - смерть). В принципе, топлива в баках не должно было быть. Шаттл его израсходовал на небольшой подъем орбиты, и при своем сходе с орбиты. Большего, на нем токсичного нет. Радиации, неоткуда ей взяться. Был жидкий кислород с водородом для электрических аккумуляторов, но они, в небе остались
Так что , несомненно, стоит пристальнее присмотреться к программе последнего полёта Колумбии.
Последний полёт шаттла Колумбия
Хронология шаттла Колумбия
Катастрофа шаттла Челленджер
Материал с сайта www.ufolog.nm.ru
|