Второй помощник
капитана “Титаника” Чарлз Г.Лайтоллер во время первой мировой войны служил в
военно-морском флоте и командовал крейсером. После войны он вернулся в компанию
“Уайт стар лайн”, где и проработал до пенсии. Несмотря на то, что в ходе
американского и английского расследований и позднее, при разборе гражданских
жалоб, Лайтоллер своими показаниями в значительной мере способствовал оправданию
“Уайт стар лайн”, ему никогда не доверяли командовать судном, хотя в его
квалификации не было ни малейших сомнений. Новое руководство компании
неодобрительно относилось к тому, как он выступал в защиту Брюса Исмея, и, когда
тот впал в немилость и потерял былой вес, Лайтоллер сразу же ощутил
недоброжелательность новых шефов. Когда в начале Второй Мировой Войны, в мае
1940 года, немецкие войска оттеснили британский экспедиционный корпус во Франции
к берегам Ла-Манша и каждое судно для перевозки солдат в Англию было на вес
золота, 66-летний Лайтоллер со своим старшим сыном и восемнадцатилетним юнгой
вышли на двадцатиметровой яхте “Сандаунер” к Дюнкерсу. Они взяли на борт 130
солдат – учитывая размеры яхты, это было огромное число – и отправились в
обратный путь. Их непрерывно атаковали немецкие самолеты, но Лайтоллер лавировал
столь успешно, что яхту даже не поцарапало, и она благополучно пришла к
английским берегам. Умер Лайтоллер 8 декабря 1952 года в возрасте 78 лет.
Герберт Джон Питман,
третий помощник капитана “Титаника”, во время первой мировой войны служил на
судне “Тевтоник” компании “Уайт стар лайн” и позднее, до выхода в отставку,
продолжал плавать на нескольких крупных пассажирских судах. Он умер в конце 50-х
годов. В апреле 1991 года общественность вновь вспомнила о Питмане, когда его
дальний родственник выставил на аукцион в Лондоне набор предметов, связанных с
“Титаником”, из наследства Питмана.
Джозеф Г.Боксхолл,
четвертый помощник капитана “Титаника”, до начала 30-х годов работал в “Уайт
стар лайн”, а после ее слияния с компанией “Кунард”, стал первым помощником
капитана на “Аквитании” (45647 борт). Как и Лайтоллер, он во время первой
мировой войны командовал крейсером британского военно-морского флота. Боксхолл,
определивший последние координаты “Титаника”, до конца своей жизни отстаивал их
точность. Когда 25 апреля 1967 года в возрасте 83 лет он умер, его пепел, согласно завещанию, был развеян в океане в
координатах 41 градус 46 минут северной широты и 50 градусов 14 минут западной
долготы – в рассчитанном им месте гибели “Титаника”.
Гарольд Г.Лоу, пятый
помощник капитана “Титаника”, во время первой мировой войны также служил в
военно-морском флоте. После войны также он вернулся в родной Уэльс и активно
включился в политическую жизнь. Во время второй мировой войны он предоставил
свой дом армии в качестве наблюдательного пункта и, несмотря на ухудшающееся
состояние здоровья, активно участвовал в ополчении. Умер Лоу в мае 1944 года в
возрасте 61 года.
Фредерик Флит,
первым увидевший из “вороньего гнезда” “Титаника” роковой айсберг и сообщивший о
нем на мостик, провел в море еще двадцать четыре года, а затем работал на верфи
“Харленд энд Волфф”. Спасшиеся офицеры “Титаника” так и не простили ему, что
именно он рассказал на следствии об отсутствии биноклей в “вороньем гнезде”.
После ухода на пенсию Флит продавал газеты на улицах родного Саутгемптона. 10
января 1965 года в возрасте 76 лет, через две недели после смерти жены, он
повесился в саду своего дома.
В последние
десятилетия умерли уже в очень солидном возрасте и другие спасшиеся в
кораблекрушении “Титаника”. Так, в июне 1992 года в Фолл-Риверсе, штат
Массачусетс, в доме престарелых умерла 103-летняя Мэрджлри Робб, которая
возвращалась на “Титанике” с отцом и сестрой Мадлен из Египта в Соединенные
Штаты. Обе сестры спаслись, отей погию.
В январе 1997 года
тоже в доме престарелых Саутгемптона умерла столетняя Эдит Браун-Хайсман. С
отцом и матерью они путешествовали и возвращались из Южной Африки через Англию в
Соединенные Штаты. “Мой отец стоял на накренившейся палубе тонущего “Титаника”,
в одной руке у него было бренди, в другой – сигара, он не переставал кричать,
что мы увидимся в Нью-Йорке”, - вспоминала она. Пятнадцатилетняя Эдит с матерью
спаслись, отца они уже никогда больше не видели. Ирония их трагедии было в том,
что им с большим трудом удалось приобрести три последних билета второго класса в
Саутгемптоне, откуда выходил “Титаник”.
Уходили с трасс
Мирового океана и суда, которые были так или иначе связаны с первым и последним
плаванием “Титаника”. “Карпатия” затонула 17 июля 1916 года примерно в 17 милях
южнее побережья Ирландии, после попадания в нее трех немецких торпед.
“Олимпик”, вскоре после гибели “Титаника” был
перестроен в сухом доке “Харленд энд Волфф”: было приподнято второе дно и
увеличена высота водонепроницаемых переборок. В результате такой реконструкции
он смог бы удержаться на плаву после затопления шести отсеков. Эта перестройка
обошлась в 2500 000 фунтов стерлингов. Во время первой мировой мойны, с сентября
1915 года, “Олимпик” использовали как транспортное гражданское судно, а с 4
апреля 1917 года включили в состав военно-морского флота. В мае 1918 года судно атаковала немецкая подводная лодка, но
“Олимпик” осуществил невероятный маневр – он
таранил лодку и потопил ее. В августе 1919 года была проведена еще еще одна
реконструкция, длившаяся почти год: “Олимпик” стал первым крупным трансатлантическим судном,
использовавшим в качестве топлива не уголь, а мазут. Дальнейшая жизнь этого
красавца-судна ознаменовалась трагедией: 16 мая 1934 года в густом тумане вблизи
побережья Новой Англии оно наскочило на плавающий маяк Нантакет и потопило его
вместе с семью членами экипажа. В сентябре 1935 года “Олимпик” был продан на металлолом. Детали его изысканной
отделки можно и сегодня еще увидеть в интерьерах некоторых английских отелей и
ресторанов. Так закончило свое существование судно, которое пятьсот раз
пересекало Атлантику, прошло полтора миллиона миль и о котором один из его
капитанов сказал, что это было самое прекрасное судно, которое когда-либо было
построено.