2 часа 17 минут.
Носовая часть погрузилась в воду, рухнула первая труба. Большая волна движется к
корме и смывает ходовой мостик, надстройки с каютами офицеров и стеклянным
куполом над парадной лестницей.
Носовая часть ушла
под воду, обламывается вторая труба. Корма поднимается под углом 45 градусов, и
киль испытывает огромные перегрузки.
2 часа 18 минут.
Корпус разламывается, рушатся третья и четвертая трубы. Корма погружается в
воду, и после перелома киля обе части судна отделяются друг от друга.
Носовая часть
опускается на дно, корма погружается в воду. На дно падает большое количество
обломков.
2 часа 19 минут.
Передняя часть кормы заполняется водой и сместившимися на нее механизмами,
становится почти вертикально и поворачивается вокруг своей оси. Примерно через
минуту она исчезает под водой.
В 2 часа 20
минут, "Титаник" исчез в глубинах
океана, но именно теперь, трагедия этой ночи достигла кульминации. Ужас охватил
сотни мужчин, женщин и детей, которые боролись за жизнь на поверхности воды,
покрытой всякими обломками. Это была тщетная борьба. Все эти несчастные
постепенно теряли в ледяной воде силы, пронизывающий холод сковывал их тела, и
они один за другим умирали.
Известно, что
капитан Смит приказывал командирам спасательных шлюпок держаться поблизости. Он
надеялся, что, если в шлюпках будут места, они подберут тех, кто окажется в
воде. Этот последний приказ капитана "Титаника" выполнен не был. Шлюпки
удалялись от "Титаника" из опасения, что их может затянуть мощный водоворот,
который возникнет после того, как судно
пойдет ко дну, или в случае взрыва котлов их накроют летящие обломки. Поэтому,
когда люди стали прыгать с палуб - сначала их было немного, - до шлюпок
добрались единицы. Когда же в последние критические минуты судно сразу покинули
сотни пассажиров, команды шлюпок, опасаясь за свою жизнь, побоялись приблизиться
к этой страшной массе.
Некоторые шлюпки при
спуске были загружены полностью и не могли уже взять никого, другие - только
наполовину. Их командиры стояли перед выбором, по всей вероятности, самым
трудным в их жизни: вернуться и рисковать, сознавая, что на бортах шлюпки
повиснут десятки обезумевших от страха людей, которые любой ценой будут
стремиться попасть в шлюпку, или не приближаться и предоставить их судьбе? Они
знали, были почти уверены, что шлюпки не выдержат натиска, перевернутся, и
десятки людей, кто уже оказался о относительной безопасности, кончат жизнь а
ледяной воде - я это были преимущественно женщины и дети. Опасность увеличивало
еще и то обстоятельство, что члены команды "Титаника", приписанные к спасательным шлюпкам, не прошли
необходимых тренировок и не могли ни должным образом управлять ими, ни грести.
Командиры шлюпок в своем большинстве не были трусами. Это были нормальные люди,
но оказавшиеся в очень сложной ситуации и в конце концов решившие не возвращаться к месту погружения судна,
откуда неслись отчаянные призывы о помощи. И только некоторые отважились, но
было уже слишком поздно.
Взвесив все
обстоятельства, можно сказать, что по крайней мере в случаях, когда шлюпки были
полупустыми, например в шлюпке N7 ,было 27 человек, в шлюпке N6 - 28 человек, а
в шлюпке N1 - всего 12, необходимо было позаботиться о спасении тонущих (на
"Титанике" были деревянные спасательные шлюпки вместительностью 65 и 40
человек). Единственную организованную попытку спасения людей предпринял пятый
помощник капитана "Титаника" Лоу. И хотя он принял решение очень поздно,
несколько человек были обязаны ему жизнью.
Спасательной шлюпкой
N5 (она была спущена одной из первых) командовал третий помощник капитана
Питман. После спуска на воду, шлюпка сразу же отошла от судна на
триста-четыреста метров. Потом вблизи появилась шлюпка N7, и Питман приказал
обеим шлюпкам "счалиться". Он был убежден, что, если еще до рассвета подойдет
какое-нибудь судно, две шлюпки, особенно если сидящие в них встанут, в темноте
будут видны лучше, чем одна. Для выравнивания загрузки он разрешил перейти двум
мужчинам и одной женщине с ребенком из шлюпки N5, в которой был 41 человек, в
шлюпку N7, где было 27 человек.
После спуска на воду
спасательной шлюпки N3 никто из ее пассажиров, а это в основном были пассажиры I
класса, не хотел удаляться слишком далеко от "Титаника": вблизи огромного судна
все чувствовали себя более или менее в безопасности, никто не верил, что оно
может затонуть, в конце концов можно будет вернуться в свои каюты. Но время шло,
очертания судна как бы уменьшались, огни исчезали, а носовая часть погружалась в
воду. Только теперь гребцы налегли на весла. В шлюпке не было ничего, чем можно
было бы поддержать силы в случае, если
придется надолго остаться в океане. С обеспечением спасательных шлюпок
провиантом, водой и другими необходимыми вещами, такими как компасы, сигнальные
ракеты, фонари, положение было катастрофическим. Ни одна спасательная шлюпка не
должна была быть спущена на воду без штатного имущества. Тем не менее
большинство шлюпок покидали судно без спасательного снаряжения и без шлюпочной
команды, способной к активным действиям. Даже в шлюпке N3, хотя в ней было 15
членов команды, никто грамотно не умел обращаться со шлюпкой и понятия не имел о
навигации. Двое из них не могли даже управиться с веслами и быстро их потеряли,
поэтому все попытки идти на веслах ни к чему не привели и пришлось просто лечь в
дрейф. Огромным счастьем для всех было то, что океан в ту ночь был на редкость
спокойным. Что было бы при сильном ветре и сильном волнении? Об этом никто не
хотел даже думать.
В то время как в
некоторых спасательных шлюпках царила напряженная атмосфера с острыми спорами и
взаимными оскорблениями, иная ситуация сложилась в спасательной шлюпке N13. И
здесь, конечно были большие проблемы с управлением шлюпкой у малоопытных
кочегаров и стюардов, составлявших ее команду. Едва шлюпка удалилась от тонущего
"Титаника", ее экипаж даже не знал, что надо делать и куда плыть. Было ясно, что
никто не знает, что надо делать, чтобы остаться в живых. Некоторые из членов
команды, очевидно, перед тем, как покинуть "Титаник", что-то слышали о том, что
удалось связаться по радио с другими судами, но конкретно говорили только об
"Олимпике", идущем на помощь. Сразу же, как
только шлюпка N13 оказалась на воде, все увидели на горизонте какие-то огни и,
без сомнения, приняли их за огни идущего на помощь судна, но огни стали
удаляться и скоро исчезли. Еще несколько раз все, кто был в шлюпке, полагали,
что видят огни судна, но всякий раз оказывалось, что это лишь звезды, ярко
светящие у самого горизонта. Подобные ошибки неудивительны. После спуска шлюпки,
огни на палубах и в каютах "Титаника" еще горели, и ничто, казалось, не говорило
о том, что большое судно смертельно ранено. Но одна деталь насторожила тех, кто
был в шлюпке: ряды огней на "Титанике" находились под углом у поверхности
океана, и угол заметно увеличивался. Огни в носовой части исчезали под водой, а
на корме поднимались вверх, но многие в шлюпке еще надеялись, что судно
останется на плаву. Когда "Титаник" поглотила почина, команда шлюпки N13
пыталась криками поддерживать связь с другими шлюпками, находившимися
поблизости. Ни на одной из них, не было огней, поэтому увидеть что-либо в
темноте было практически невозможно. Нарастало опасение, что без сигнальных
огней шлюпки легко могут оказаться под штевнями судов, спешивших к месту
катастрофы.
Рулевой "Титаника"
Уолтер Перкис, командир спасательной шлюпки N4, оказался одним из немногих, кто
выполнил приказ капитана не удаляться от "Титаника". Некоторые женщины в шлюпке,
напуганные падавшими с палуб в воду предметами и страшными звуками,
доносившимися из утробы сильно накреняющегося судна, хотели как можно скорее
удалиться от него, но Перкис не нарушил приказа капитана.
Троим из тех, кто
прыгнул с "Титаника" в воду, удалось доплыть до шлюпки N4, куда их и втащили.
Это были матрос Сэмьюэл Хемминг, который по последней минуты помогал Лайтоллеру
у складной шлюпки В, кладовщик Прентис и вдрызг пьяный кочегарПадди Диллон.
"Титаник" стремительно погружался, шлюпку могло затянуть под воду. Медлить
Перкис больше не мог. Когда над "Титаником" сомкнулись воды и на поверхности
оказались сотни людей, призывающих на помощь, шлюпка находилась от них
почти в трехстах метрах. Перкис и его
помощник У.Маккарти, посовещались и решили вернуться и попытаться кого-нибудь
спасти. Шлюпка приблизилась почти к тысячеголовой массе несчастных, и матрос
Маккарти с кем-то из пассажиров втащили в нее пятерых. Все они уже настолько
закоченели, что могли едва передвигаться. Двое из них, матрос Лайонс и стюард
Сиберт к утру умерли.
Спасательной шлюпкой
N14 командовал пятый помощник капитана Гарольд Г.Лоу. Около двух часов ночи в
ста пятидесяти метрах от тонущего "Титаника" он собрал вместе три шлюпки - N10,
N12 и складную шлюпку D. Через полчаса к ним присоединалась шлюпка N4, и Лоу
принял командование этой маленькой флотилией.
Вскоре Лоу
осуществил организованную попытку оп спасению тонущих. Было ясно, что
возвращаться пяти нагруженным шлюпкам к массе обезумевших людей, боровшихся за
жизнь, было самоубийством. Поэтому Лоу пересадил 57 человек из своей шлюпки в
остальные четыре и с лучшими гребцами, добровольцами из всех пяти шлюпок, поплыл
к месту катастрофы. С ним пошли шесть человек, пятерых из них он посадил на
весла, матроса первого класса Джозефа Скэррота определил впередсмотрящим, а сам
встал на руль.
В ходе американского
расследования было установлено: в ночь с 14 на 14 апреля в районе гибели
"Титаника" температура воздуха была минус три градуса, воды - минус два градуса.
Более тысячи человек продержались в ледяной воде около получаса, а большинство -
значительно меньше.
Из двадцати пяти
человек, переживших страшную ночь на днище складной шлюпки, около двадцати
перебрались в шлюпку N4, а остальных, взяла шлюпка N12. Шлюпка N12 была уже
опасно перегружена. Лайтоллер, приняв командование, встав за руль, насчитал 65
человек, но это без тех, кто лежал на дне. Разглядев их, он прикинул, что в
шлюпке было человек 75.
В 6 часов 30 минут
утра, шлюпка двинулась к "Карпатии".
Она сидела глубоко в воде, и Лайтоллер правил очень осторожно - начинало
штормить. Поэтому прошло более двух часов, прежде чем шлюпка преодолела четыре
мили, отделяющие ее от "Карпатии", и люди наконец поняли, что спасены.